Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, высшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.
В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
• Усыновление (удочерение). Утверждается решением суда по месту нахождения ребенка. Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Тайна усыновления охраняется законом. Государство не оказывает никакой помощи и не участвует в жизни семьи после усыновления, за исключением общедоступных форм социальной поддержки (послеродовой отпуск и пр.).
• Опекунство (попечительство). Устанавливается решением органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несет полную ответственность за ребенка, однако формально права опекуна отличаются от родительских: биологические родители имеют право навещать ребенка, подопечный ребенок может быть усыновлен третьими лицами либо возвращен родителям, опекун не вправе присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Труд опекуна не оплачивается, однако опекун получает ежемесячные выплаты на содержание ребенка. При необходимости по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё. Органы опеки регулярно контролируют условиями содержания, воспитания и образования ребенка.
• Приемная семья. Cоздаётся на основании договора между приемными родителями и органами опеки по месту нахождения ребенка. Обычно в приемную семью передают детей, которых юридически невозможно передать на усыновление. Биологические родители имеют право навещать ребёнка, ребенок может быть изъят из приемной семьи, усыновлен третьими лицами. В приемной семье один или оба родителя наделены полномочиями опекунов ребенка вплоть до его совершеннолетия, получают пособие на его содержание, зарплату за его воспитание и не состоят с ним в алиментных отношениях.
• Патронат. Устанавливается на основании договора между патронатным воспитателем и патронатной службой воспитательного учреждения. Воспитатель принимается в штат воспитательного учреждения. Под патронат передаются дети, которым временно требуется заменяющая семья. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя, передан на усыновление, возвращен биологическим родителям. Общение ребенка с биологическими родственниками, как правило, обязательно. В патронатной семье один из родителей имеет статус патронатного воспитателя, является сотрудников учреждения для детей-сирот, на время пребывания ребенка в семье разделяет ответственность за его воспитание с опекуном, которым остается директор детского учреждения; патронатный воспитатель получает пособие на содержание ребенка и зарплату за его воспитание.
• Наставничество (гостевой режим, или режим «выходного дня»). Устанавливается на основе личной договоренности с администрацией детского дома. На гостевой или режим “выходного дня” традиционно отдают детей начиная с 6-7 лет. Гостевой может быть как прелюдией к оформлению опеки, если кандидат уже получил направление на посещение, но так и не смог принять решение за отведенные 10 дней, так и как способ позволить детям получить хоть какой-то опыт жизни в семье, если шансы на постоянное устройство у них – в силу возраста или состояния здоровья – невелики. Семьи, принимающие ребенка на гостевой режим, не получают никаких выплат, кроме – иногда – продуктов по нормам питания для воспитанников детдома, что является скорее инициативой администрации, чем законным правом.
Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.
Следует сказать, что правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот в Республике Беларусь, является достаточно разработанной. Ее составляют ряд законов, постановлений и других нормативных актов: Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь» Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кодекс Республики Беларусь о браке и семье Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Положение о приемных родителях и др.
Приоритет семейного устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, изменил существующую ранее ситуацию с воспитанием этой категории детей. В настоящее время более 50% детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в замещающих семьях, в том числе 42% детей – в опекунских семьях, 0,3% – в приемных семьях, 1,4% – в детских домах семейного типа и детских деревнях.
По словам заместитель министра образования Татьяны Ковалевой, граждане Беларуси в настоящее время воспитывают более 18 тыс. детей-сирот.
Это более 60% от числа всех сирот-дошкольников и сирот-школьников. Больше всего малышей находятся на воспитании в семьях родственников, принявших их под опеку. В последние годы стали активно развиваться новые формы устройства сирот на воспитание в “профессиональные” семьи, т.е. приемные и детский дом семейного типа. В настоящее время 10,7 тыс. детей находятся на воспитании в опекунских семьях, около 6,4 тыс. из них – в приемных семьях, более одной тысячи – в детских домах семейного типа и детских деревнях.
Самый лучший и наиболее соответствующий интересам ребенка способ устройства сирот на воспитание – усыновление. В семьях граждан Беларуси воспитываются около 6,3 тыс. усыновленных детей, теперь уже бывших сирот. К примеру, за 2008 год белорусские граждане усыновили 536 детей-сирот.
Органы охраны детства оказывают комплексную помощь семьям, принявшим на воспитание детей-сирот, ведут контроль за условиями их жизни в семьях. Замещающим семьям в 2009 году на 50% увеличены ежемесячные денежные выплаты. Кроме того, им компенсируются расходы на коммунальные и бытовые услуги в расчете на каждого ребенка-сироту. Дополнительная материальная поддержка семьям, воспитывающим детей-сирот, оказывается общественными благотворительными фондами и организациями – областными отделениями Белорусского детского фонда, общественного объединения «Красный крест» и другими.
В статье использованы материалы: Министерства образования Республики Беларусь Белорусского телеграфного агентства www.belta.by
Формы жизнеустройства детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви — это наш дом — самое родное место для нас в мире.
св. имп. Александра
Семья наполняет жизнь каждого человека теплом, дает надежду, веру, любовь и опору в трудные минуты. Семья необходима каждому и особенно ребенку, но, к сожалению, не каждый малыш знает, что это такое, но каждый из них нуждается в родительской любви, ласке, заботе и внимании. Социальное сиротство – актуальная проблема дня…
В Республике Беларусь существует несколько форм устройства детей-сирот в замещающие семьи.
Приоритетными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Беларусь являются защита их прав и интересов, полноценная реабилитация, социализация и успешная интеграция в общество. В качестве одной из мер, позволяющих реализовать государственную политику, выступает развитие института замещающих семей. Отечественный и мировой опыт убедительно показывает, что гарантии благополучного будущего ребенка-сироты, выросшего в семье, значительно выше, чем воспитанного в учреждении.
В Республике Беларусь в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье существуют разные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается от 1 до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.
Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате. Для создания детского дома семейного типа приемной семье и воспитанникам предоставляется жилое помещение.
Приемная семья – возмездная форма замещающего родительства, т.е., занимая должность приемного родителя, гражданин трудится и получает заработную плату. Можно работу совмещать и работать по основному месту работы.
На содержание несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные денежные выплаты, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и др.
Еще одной особенностью является факт, что передача детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и воспитанниками приемной семьи правоотношений, подобных детско-родительским правоотношениям в биологической семье, правоотношениям родственников «по крови». Дети в приемной семье находятся временно, на срок договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем) и трудового договора (заключается между управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем).
Трудовые отношения приемного родителям с управлением (отделом) образования регулируются трудовым законодательством Республики Беларусь.
С Положениями о приемной семье и ДДСТ Вы можете ознакомиться на сайте (http://child.of.by/zamecaucaja-semia/zakonodatelstvo/316------20--2006---637.html).
Усыновление (удочерение).
Ребенок становится полноправным членом семьи. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, поменять имя, отчество, дату и место рождения. Тайна усыновления охраняется законом. Усыновитель получает ежемесячные денежные выплаты на содержание ребенка до достижения им шестнадцатилетнего возраста.
(подробно с процедурой усыновления можно ознакомиться здесь: http://www.child.of.by/usynovlenie/zakon-i-poryadok.html).
Опекунство (попечительство).
Опекун вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства. Опекун не вправе препятствовать ребенку общению с родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка. Опекун обязан проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
В отношении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой (попечительством) лиц, не состоящих с ними в родстве, допускается усыновление в общем порядке. Подопечный ребенок может быть возвращен родителям.
Кроме этого, специалисты отдела образования осуществляет контроль за деятельностью опекунов. Такой контроль может осуществляться по поручению отдела образования и специалистами местного социально-педагогического учреждения или учреждения образования, которое посещает опекаемый ребенок. Целью такого контроля является наблюдение за развитием ребенка, надзор за сохранностью имущества подопечного, оказание психолого-педагогической и другой помощи. Контрольные обследования условий жизни подопечных проводятся не реже 2 раз в год.
Труд опекуна не оплачивается. На содержание несовершеннолетних подопечных назначаются ежемесячные денежные выплаты на содержание, а также компенсируются расходы на коммунальные услуги и др.
(с порядком установления опеки можно ознакомиться здесь: http://www.child.of.by/zamecaucaja-semia/opekapopechitelstvo.html).
Патронатное воспитание.
Форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Как патронатный воспитатель Вы можете:
навещать ребенка в учреждении;
принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;
дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;
поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);
принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.
Разнообразие форм семейного устройства детей-сирот позволяет максимально учитывать специфичность жизненной ситуации конкретного ребенка при определении его дальнейшего жизнеустройства.
Правовая база, регламентирующая деятельность по защите детей-сирот в Республике Беларусь, является достаточно разработанной. Ее составляют ряд законов, постановлений и других нормативных актов:
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»;
Закон Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь»;
Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Кодекс Республики Беларусь о браке и семье;
Декрет Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
Положение о порядке организации работы по установлению опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
Положение о приемных родителях и др.