Государственное учреждение образования
"Средняя школа №11 г.Речицы"
Гомельская область, г.Речица
ул.Строителей, д.4

 
» о порядке действий
Средняя школа №11 г.Речица

о порядке действий



ИНСТРУКЦИЯ

о порядке действий педагогических

работников по выявлению детей,

подвергшихся насилию

 

  1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, включающий психологическое просвещение, психологическую диагностику и психологическую помощь.
  2. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми документами.

3.                     Работники учреждений образования выявляют детей, подвергшихся насилию при выполнении должностных обязанностей, а также при проведении психологического просвещения, психологической диагностики, индивидуальной профилактической работы, осуществлении иной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.

  1. Психологическое просвещение по выявлению детей, подвергшихся насилию, организуется ежегодно в учреждениях образования в периоды с 1 марта по 1 апреля и с 25 августа по 25 сентября и включает выступления педагогов-психологов на собраниях трудовых коллективов, родительских собраниях, беседы с детьми, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, другие мероприятия, направленные на распространение психологических знаний о видах насилия, его проявлениях, анкетирование детей с использованием анкеты (приложение 1 к настоящей Инструкции), педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с использованием карты наблюдений (приложение 2 к настоящей Инструкции).
  2. По результатам психологического просвещения педагог-психолог:

в течение 2 рабочих дней анализирует результаты анкетирования детей и педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей;

в необходимых случаях в течение 2 рабочих дней проводит беседы с детьми, в ходе которых устанавливает с ними психологической контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики, указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции;

для уточнения карты наблюдений проводит беседу с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями;

в течение 1 рабочего дня информирует руководителя учреждения образования о результатах работы.

  1. Руководители учреждений образования, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, немедленно сообщают об этом в компетентный государственный орган.
  2. Во время проведения компетентными органами следственных (иных) мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и его законных представителей, исключая работу со случаем насилия.

После завершения следственных (иных) мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям в полном объеме, включая проработку случая насилия. Психологическая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию, включает методы и методики согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. Психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.

Работа с несовершеннолетним при подозрении о насилии

На основании результатов анкетирования определяется выборка учащихся, предположительно подвергшихся насилию. Проводится сбор дополнительной информации о социальной ситуации развития несовершеннолетнего, его эмоциональном статусе, характере межличностных отношений со сверстниками и взрослыми и т.д.

Первичное интервью с ребенком (далее - ПИР)

Цель: определение проблемы ребенка и объема помощи.

Задачи: выяснить отношение ребенка к обозначенной взрослым проблеме или мнение ребенка о сущности проблемы (если есть различия в понимании проблемы).

Собрать информацию по этой проблеме:

- Кому ребенок доверяет.

- Предварительная оценка психологического состояния ребенка.

- Оценка степени опасности/безопасности для ребенка.

- Решение проблемы с точки зрения ребенка.

-Анализ полученной информации и составление плана следующей встречи.

 

Структура ПИР

Этапы интервью

Примечания

1

Представление друг другу:

А) попросить ребенка назвать свою имя, фамилию, возраст, спросить, когда у него день рождения;

Б) представить себя (ИО, рассказать о своей роли словами доступными для понимания ребенком)

Нейтральные вопросы типа: сколько лет, как зовут родителей и т.п. Необходимо дать возможность ребенку расслабиться.

2

Постепенное вовлечение в обсуждение проблемы:

А) попросить рассказать о семье, о взаимоотношениях между членами семьи и ребенком, взаимоотношениях между другими значимыми взрослыми;

Б) выявить члена семьи или другое значимое лицо, которому ребенок доверяет;

В) как ребенок социализируется (посещение учреждения образования школы, наличие приятелей и т.д., другие интересы – хобби, спорт, занятия музыкой…).

Отношения с ребенком строятся в зависимости от возраста: маленькому ребенку предоставить игрушки, присоединиться к игре, предложить какое-то занятие (рисунок семьи, «дом-дерево-человек» и т.п.). В недирективной манере попросить ребенка рассказать о его чувствах к тем людям, с которыми он живет.

3

Информация о причине беседы:

А) догадывается (знает) ли ребенок, зачем его пригласили;

Б) попросить ребенка рассказать о случившемся или о том, что его беспокоит;

В) задать уточняющие вопросы (как долго длилось травмирующее событие, как произошло раскрытие, кому ребенок рассказал, какая была реакция от взрослых на раскрытие и т.п.);

Г) побудить ребенка выразить свои чувства к происходящему событию и его участникам.

Ребенку следует задавать наводящие вопросы, нельзя задавать прямых травмирующих вопросов (к примеру «Тебя папа бил?»). Вопросы должны быть простые и короткие. Маленькому ребенку воспроизвести травмирующее событие поможет игра, рисунки, куклы и другие подсобные материалы. На этой фазе подход может быть более директивным. Нужно следить за своей реакцией на рассказ ребенка: исключается выражение таких чувств, как брезгливость, ужас, недоверие. Стоит дать понять ребенку, что вы верите ему и поддерживаете его. Нужно тщательно зафиксировать рассказ ребенка, используя его слова и выражения. Нужно уважать пожелание ребенка не передавать его рассказ родителям.

4

Оценить ситуацию и психоэмоциональное состояние ребенка для решения вопроса о его безопасности.

Необходимо отмечать реакцию ребенка, наблюдая за его поведением, эмоциональными и вегетативными проявлениями (мимика, покраснение лица, учащение дыхания, волнения, проявление страха, заикание, когда касаются волнующих его тем). Возможно проведение психологических мероприятий с использованием подходящих методик, например, релаксации.

5

Заключительная часть:

А) оказать ребенку поддержку, похвалить его за смелость и доверие, заверить его, что вы сделаете все от вас зависящее, чтобы помочь ему;

Б) рассказать ребенку, что вы будете делать с полученной информацией.

Привлечь его к сотрудничеству.

Можно закончить интервью, отведя ребенка к взрослому (педагогу, родителю и т.п.), назначить следующую встречу и отметить позитивные моменты настоящей.

6

Предварительная оценка полученной информации.

Планирование дальнейшей работы.

Самое главное – оценить внешнюю и внутреннюю безопасность ребенка. Сопоставить рассказы ребенка и взрослого.

Если факт насилия подтвердился, и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с ним – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления. Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью.

Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием, особенно если насильник – близкий родственник. Наиболее сложной является ситуация в случае сексуального насилия. Практика свидетельствует, что дети редко лгут, если речь идет о нарушении половой неприкосновенности, ибо зачастую им угрожает расплата за несоблюдение тайны. Поэтому следует не только защитить ребенка от насильника, но и убедить жертву в ее невиновности.

Обеспечивая безопасность пострадавшему, ему надо объяснить, что он имеет право, например, переехать жить на некоторое время в приют для уменьшения времени общения с обидчиком.

Условиями оказания эффективной помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия, являются: безоговорочное и полное признание основных прав детей и подростков на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, достойное существование; доверие к детям и подросткам; формирование чувства безопасности у жертв насилия.

Необходимо в случаях, когда ребенок внезапно стал говорить о совершенном над ним насилии: не перебивать, дать возможность ребенку закончить рассказ; поддержать (сказать, что он (она) молодец, что рассказал(а) о случившемся; дать понять ребенку, что он (она) в безопасности; принять меры по обеспечению безопасности, если насилие совершено близкими родственниками.

 

Углубленную (дополнительную) диагностику с несовершеннолетними, попавшими в выборку в результате анкетирования, целесообразно провести при помощи следующих методик:

1–4 классы

  • Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008). Заполняется педагогами (классными руководителями);
  • Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002).

5–11 классы

  • Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков»;
  • Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н., 2008);

 

Методики для 11–17 лет

1. Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008);

2. Методика «Письмо другу» (Волкова Е.Н., 2008);

3. Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2010);

4. Проективная методика по выбору исследователя («Дом, дерево, человек», «Автопортрет», «Кинетический рисунок семьи», «Кинетический рисунок класса/группы», «Несуществующее животное», тест М. Люшера).

Дополнительная информация скринингов:

ü    Тест школьной тревожности Б. Филлипса – 4-5-е классы;

ü    САН (Самочувствие, активность, настроение) В.Н. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М. П. Мирошникова – 10–11 классы;

ü    Социометрия;

ü    Мониторинг суицидального риска.

 

Приложение 4

к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПЕРЕЖИВШИМИ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

 

Процесс оказания психологической помощи детям, пострадавшим в результате насилия сексуального характера проходит в несколько этапов:

1-й этап – сбор информации, для подтверждения факта совершенного насилия;

2-й этап – составление плана психологической беседы;

3-й этап – выбор условий и места для проведения встреч с ребенком;

4-й этап – проведение первичной беседы;

5-й этап – проведение нескольких последующих встреч с ребенком для оказания ему необходимой психологической поддержки.

 

СБОР ИНФОРМАЦИИ

Сбор информации осуществляется путем ознакомления специалиста с различными источниками, которые дают информацию:

о подтверждении факта насилия;

о характере совершенного насилия;

об обстоятельствах, в которых произошло насилие;

о личности подозреваемого;

о непосредственной реакции ребенка на случившееся.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Составление плана психологической беседы производится специалистом в зависимости от выбранных им индивидуальных методов работы. При составлении плана обязательно учитываются:

наиболее важные вопросы, требующие уточнения;

уровень развития ребенка для правильной формулировки вопросов;

готовность ребенка к признанию.

По факту готовности к признанию дети делятся на четыре группы:

готовые рассказать о случившемся во всех подробностях одному или нескольким людям;

готовые сделать частичное признание, преуменьшить либо скрыть информацию о насилии;

психологически не готовые к признанию, поскольку факт их насилия был открыт без их участия;

дети, факт насилия в отношении которых не установлен точно и лишь подозревается.

ВЫБОР УСЛОВИЙ И МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ

К месту проведения беседы предъявляются следующие требования:

оно должно отвечать удобствам ребенка;

в нем не должна быть чересчур официальная обстановка;

не должно быть переизбытка игрушек (исключение – куклы, необходимые при работе с детьми дошкольного возраста, помогающие ребенку в объяснении факта насилия).

При выборе времени беседы обязательно должен учитывать режим дня ребенка, особенно если речь идет о маленьких детях. Средняя продолжительность первичной беседы не должна превышать 30 минут.

Присутствие родителей или лиц, имеющих опекунство над ребенком, во время беседы не допускается (исключение –дети младше 6 лет, испытывающие страх наедине с посторонними людьми).

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ БЕСЕДЫ

Проведение первичной беседы проходит в несколько стадий:

1)    установление контакта специалиста с ребенком;

2) оценка развития ребенка;

3) получение информации;

4) стадия – завершение беседы;

5) стадия – анализ полученных сведений.

Цель установления контакта специалиста с ребенком – завоевание его доверия для возможности дальнейшего общения.

Оценка развития ребенка требуется для определения интеллектуального уровня ребенка, его жизненного опыта, способности отвечать на задаваемые сложные вопросы и выявление его психологических особенностей через анализ соответствия возрасту, развитие памяти, запас знаний, уровень психологической зрелости, способность понимать и оценивать происходящие события.

Получение информации происходит в процессе спонтанного рассказа ребенка, а в случае невозможности вызвать его на разговор – путем задавания специалистом конкретных прямых и наводящих вопросов, используя имеющуюся у него информацию о случившемся. В случае, когда от ребенка невозможно получить сведения путем ответа на прямые и наводящие вопросы, специалисту разрешается использовать вопросы с несколькими вариантами ответа.

Завершение беседы заключается в выражении специалистом признательности ребенку за сотрудничество вне зависимости от плодотворности состоявшегося разговора. Главные критерии, по которым осуществляется анализ полученных сведений – объективность, профессионализм специалиста и опора на конкретные факты.

 

ПРОВЕДЕНИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ С РЕБЕНКОМ

Количество последующих встреч специалиста с ребенком для оказания психологической помощи может варьироваться в зависимости от индивидуальной ситуации. В среднем полный сеанс по оказанию психологической помощи включает в себя 6–8 занятий, однако, в некоторых случаях их требуется больше или меньше. Точное количество необходимых бесед определяется специалистом, исходя из оценки психологического состояния ребенка и обстоятельств осуществленного по отношению к нему насилия.

 

ЦЕЛИ 1-ГО И 2-ГО ЗАНЯТИЙ:

1. Создать у ребенка атмосферу доверия к специалисту и предстоящим встречам с ним.

2. Оказать ребенку помощь в раскрытии его мыслей и чувств, связанных с пережитым насилием.

3. Снизить состояние тревоги у ребенка, ослабить его чувство вины, повысить его самооценку.

 

ЦЕЛИ 3-ГО И 4-ГО ЗАНЯТИЙ:

1. Дать ребенку возможность говорить о своем отношении к насильнику.

2. Обсудить с ребенком проблемы нарушения доверия к другим людям.

3. Помочь ребенку понять, каким людям можно доверять, а каким - нет.

 

ЦЕЛИ 5-ГО И 6-ГО ЗАНЯТИЯ:

1. Дать ребенку общее представление о любви и сексуальных отношениях (с учетом возраста ребенка).

2. Помочь ребенку понять разницу между сексуальными отношениями по взаимному согласию и сексуальному насилию.

3. Помочь ребенку понять, почему некоторые люди способны совершать насилие по отношению к детям.

 

 

ЦЕЛИ 7-ГО И 8-ГО ЗАНЯТИЙ:

1. Помочь ребенку понять, что определенные вещи могут напоминать ему о пережитом насилии и вызывать чувство страха.

2. Научить ребенка преодолевать негативные чувства, вызываемые этими воспоминаниями.

3. Объяснить ребенку, как он может противостоять насилию.

4. Помочь ребенку не чувствовать себя одиноким в своем горе.

5. Показать ребенку, что в его личностном развитии возможен прогресс.

 

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ:

1. Любая отвлеченная деятельность, помогающая ребенку проявить себя, а специалисту – поддержать его и похвалить.

2. Вопросы, позволяющие специалисту больше узнать о его интересах, увлечениях и личных качествах.

3. Всестороннее обсуждение истории, связанной с насилием и личностью насильника.

4. Психологические тесты, позволяющие установить, как ребенок представляет картину совершенного насилия, насколько сильно он испытывает чувство вины, какие негативные чувства его терзают.

5. Обсуждение с ребенком результатов тестирования.

6. Подбор и применение необходимых методик для избавления ребенка от негативных мыслей, чувств и преследующих его страхов.

 

Педагогам-психологам, психологам рекомендуется применять для детей дошкольного и младшего школьного возраста элементы:

сказкотерапия,

куклотерапии,

песочной терапии,

семейной системной терапии,

ролевого проигрывания жизненных ситуаций.

В старшем школьном (подростковом) возрасте к вышеперечисленным методам и техникам психологической помощи целесообразно добавить когнитивно-поведенческую терапию и консультирование.